9 клас російська мова ( індивідуальне навчання)

                                        16 мая  ( 9 - Б )          20  ( 9 - А  )

Тема : " Повторение. Сложносочиненное предложение"

     В течение учебного года мы с вами говорили о сложных предложениях.  Мы должны  не только понять, что сложное предложение включает в себя несколько простых и объединяет их в одно целое, но и находить их в тексте; а самое главное – самим научиться сочинять сложные предложения. И вообще, сложное предложение богаче объединившихся в него простых.
Вспомним
1.Чем отличается сложное предложение от простого?
2.Как могут соединяться части сложного предложения?
3.А что поможет нам отделить предложения друг от друга?
4. Какие разряды сочинительных союзов вы знаете?


Внимательно прослушаем

Выполните в тетради 

Задание:  расставить знаки препинания, определить тип сложносочиненного предложения, выбрав один из предложенных ответов. В скобках укажите "букву" вашего ответа.
  1. А – сложносочиненное предложение с соединительными союзами;
  2. Б – сложносочиненное предложение с противительными союзами;
  3. В – сложносочиненное предложение с разделительными союзами;

1.На кончиках лапок ёлочек поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. (___)
2.Вышел утром на берег реки а по ней звон тонкий-тонкий еле уловимый. (___)
3.Ветром раскачивало рожь сушило и вот уже усы пустили колосья накололи на них солнце. (___)
4.Быстро приободрились ветки в комнатном тепле. Приободрились да не все. (___)
5.Горка с верандой обросла неслыханно яркой и густой бузиной но ее истребили под корень. (___)
6.Огонь наших батарей плотнел усиливался впереди нас в селении тоже горело несколько хат и сараев. (___)
7.То засверкает зеркально прослойки слюды то багряным остывшим потоком выплеснется лава яшмы то обкатанная будто из подводного дворца вымытая непорочной чистотой блеснет со дна реки плита белого камня

Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com



                            09 мая ( 9 - Б )             13  мая  ( 9 - А )

Тема : "Разбор текстов различных стилей и жанров"

 Повторим 

1) Вспомните, что такое стилистика.
2) Что такое стиль?
3) Что такое стиль речи?
4) Какие стили речи вы знаете?
5) Назовите особенности каждого стиля.

Изучите




Сделаем  анализ текста, ответив на следующие вопросы 
1) Докажите, что это текст.
2) Какова тема и основная мысль высказывания?
3) Что представляет собой лексика данного текста: слова какого стиля преобладают? Есть ли просторечные слова и выражения?
4) Чем отличается синтаксис данного высказывания: предложения простые или сложные, осложненные или нет, есть ли восклицательные, вопросительные предложения? Для чего используются тире и многоточие? Есть ли частицы, вводные слова?
5) Для какой сферы жизни или деятельности людей оно характерно?
6) Какова основная функция данного текста?
7) В каком стиле создано высказывание?
8) Определите тип речи.

Текст для исследования
         Театр! Любители вы театр так, как люблю его я, т. е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями... Лиризм, эпопея, драма: отдаете ли вы чему-нибудь из них решительное предпочтение или все это любите одинаково? Трудный выбор? Не правда ли?
(В. Белинский. «Литературные мечтания»)
Образец ответа
Тип речи — рассуждение; 
стиль речи — публицистический: совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая газетная образность: пылкая молодость, жадная, страшная, театр — самовластный властелин и т. д.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов.

ДЗ

Сделайте анализ предложенного текста
Текст для исследования
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна.
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит.
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет.
И быстрой ножкой ножку бьет.
                    А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com



                           02 мая (9 - Б )                      06 мая ( 9 - А )

Тема : " Текст. Лингвистика текста. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи"

Нужные слова в нужном месте — вот
 подлинное определение стиля.
Д. Свиф

       Стилистика — сложная и тонкая область знания, стоящая на грани науки и искусства. Она требует не только знаний, но и чутья. Зачастую ее рецепты, годящиеся для одного стиля речи, неприменимы для другого.
     Мысли можно выразить и изложить по-разному. Все зависит от того, для кого и с какой целью мы говорим или пишем. Много языков внутри одного языка, или скажем мягче, много разных языковых сфер. 
    Язык технической и научной документации. 
    Язык судопроизводства и судебных протоколов. 
    Язык газетной информации. 
    Язык ученых докладов, популярных лекций, застольных речей, отчетных докладов, проповедей... 
    Язык, которым мы пишем заявление о предоставлении жилплощади, и язык, на котором пишем сонет.
   Нелепо выглядела бы фраза в инструкции: «Придя на свое тепленькое местечко и усевшись на свой засаленный стулишко, вахтер обязан сверкнуть глазами во все стороны...» Точно также нелепо выглядела бы фраза в интимном письме: «Нижеследующим уведомляю гражданку Сидорову, что вот уже вторую неделю я испытываю любовное томление...» Но жизнь сложнее наших схем.        В жизни обособленные языковые сферы соприкасаются, пересекают одна другую и частично смешиваются. Это смешение происходит по той простой причине, что услугами языка пользуются живые люди, которые не столь уж строго разделены на специальные группы. Докладчик на собрании через полчаса будет произносить тост на дружеской пирушке, громовержец-прокурор вечером превратится в папашу-воспитателя, ученый, только что писавший статью о нуклеиновых кислотах, будет разговаривать с женой о воскресной загородной прогулке.
    Всему свое место. То, что не годится в быту, в живой речи, вполне уместно в научной работе, в официальной бумаге. И наоборот, многие элементы разговорной речи не могут быть использованы в научном и деловом стилях.

 Изучи


 Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение.)
Назовите характерные признаки типов речи. 
    Описание запечатлевает, описывает отдельные элементы, признаки окружающего мира (людей, предметов, явлений).
 Повествование описывает события в определенной последовательности, показывает мир в действии, в развитии. 
    Рассуждение утверждает или отрицает какое-либо явление, понятие, факт, показывает развитие мысли: тезис (высказывание какой-либо мысли) подтверждается или опровергается аргументами (доводами), после чего делается вывод, подводится итог. 
Довольно часто в текстах встречаются сочетания этих типов речи.

ДЗ

Учебник: стр 202-203, изучить таблицы. Упр 345, 348

Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com


                             26 апреля ( 9 - Б )                    29 апреля ( 9 - А )

Тема:"Сложные предложения с  различными видами связи. Тренировочные упражнения"
 
Повторим
На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?
Сочинение +подчинение
Сочинение +бессоюзная связь
Подчинение +бессоюзная связь
Сочинение +подчинение +бессоюзная связь

Внимательно прослушайте видеоурок


  1. Выполните в тетради  
  • Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы  
  • 1. Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
  • 2. Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
  • 3. Я посмотрел на часы. Было уже девять.  На улице никого не было.

ДЗ

Учебник: стр 189, 191, повторить правила;

. выполнить упражнение № 325, стр.191.

Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com



                                12,  19  апреля   (9 - Б )      15,  22 апреля ( 9 - А )  

Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Цель: углубить знания учащихся о бессоюзном предложении; научить расставлять знаки препинания, правильно использовать тире в данных конструкциях.

1. Посмотрите видеоуроки: Тире в бессоюзном сложном предложении

        https://www.youtube.com/watch?v=CYjI8fINIMs

       https://www.youtube.com/watch?v=nXfxxxvomm4

2. Изучите внимательно таблицу, запишите предложения в тетрадь, нарисуйте схемы.














3. Работа с учебником стр. 171, 172.

4.   Запишите предложения, расставляя знаки препинания; объясните их постановку.

На декабрь приходится немало народных примет не только о характере наступающей зимы  но и о будущем урожае. В народе считают что снега полезны для урожая. «Много снега  много хлеба». «Много воды много травы». Если теплая сырая погода в декабре значит зима будет протяжная весна  поздняя. «Пройдет декабрь с пасмурным небом  жди урожая а с ясным  голодного года».

Домашнее задание:

. Выучить правила на стр. 171 - 172. параграф № 41 - 43;

. выполнить упражнение № 296. стр. 172.

Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com


             9 марта      05 апреля ( 9 - Б )               01, 08  апреля  ( 9 - А )

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цель: углубить знания учащихся о бессоюзном предложении; научить расставлять знаки препинания, правильно использовать двоеточие в данных конструкциях;

1. Посмотрите видеоурок: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

      https://www.youtube.com/watch?v=CYjI8fINIMs

2. Изучите внимательно таблицу, запишите предложения в тетрадь и нарисуйте таблици.


   
3. Работа с учебником ( стр. 162, параграф № 39, 40 )

4.✵     Запишите предложения, расставляя знаки препинания; определите, все ли предложения сложные; объясните расстановку знаков препинания; прочитайте выразительно предложения; выделите грамматические основы.

1) Вода всему госпожа  воды и огонь боится.

2) Птиц не было слышно  они не поют в часы зноя.

3) Все было как в сказке и синева и рогатый месяц над рекой и сидящий напротив Глеба Лука.

4) Все меняется в неверном лунном свете дорога через поля серебрится как речка.

5) Искусство выполняет работу памяти оно выбирает из потока времени наиболее яркое волнующее значительное и запечатлевает его в кристаллах книги.

6) Правильный путь такой усвой то что сделали твои предшественники, и иди дальше.

7) Дивишься драгоценности нашего языка что ни звук то и подарок все зернисто крупно как сам жемчуг и право иное название еще драгоценней самой вещи.

      Домашнее задание:

. Выучить правила на стр.162, параграф № 39,40;

. выполнить упражнение 278. стр.163.

                                   Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com



                              22 марта ( 9  - Б )     25 марта  ( 9 - А )

Тема: Запятая и точка  с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Цель: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания.

1. Посмотрите видеоуроки: Запятая и точка с  запятой в бессоюзном сложном предложении.

https://www.youtube.com/watch?v=Hl9Q9dptLus

https://www.youtube.com/watch?v=CIEXv1Dqlhg

2. Написать в тетради примеры с таблиц.

























Домашнее задание:

. Выучить правила на стр. 154, 155 параграф № 37,38.

. выполнить домашнее задание на стр. 157.

                                Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com


                     15 марта  ( 9 - Б )                       18 марта   ( 9 - А )         

Тема : "Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения в БСП"

1. Посмотрите видеоурок: Понятие о бессоюзном сложном предложении

https://www.youtube.com/watch?v=_Q1-EUdqXU8













Упражнение 1. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.

  1. Я вас любил – меня вы не любили.

  2. Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

  3. В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

  4. Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.

  5. Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.

  6. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.

  7. Я понял, что долго не смогу притворяться.

  8. Я понял: долго не смогу притворяться

  9. Домашнее задание:

Учебник: стр 146 - 148, изучить правила.

Упр. 255, стр 149

Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com



                                               18 февраля     25 февраля

 Тема : "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. "

Чтобы переварить знания,

надо поглощать их с аппетитом

Анатоль Франц


     На этом уроке мы изучим  многочленные предложения с однородным подчинением., неоднородным подчинением, параллельным  подчинением.  Рассмотрим предложение


    По милости Пугачева я имел добрую лошадь, с которой я делился скудной пищей и на которой ежедневно езжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками. (А.С.Пушкин)

    [   ], (с которой    ) и (на которой      ).

    1 и 2 придаточные отвечают на один и тот же вопрос: какую? И являются придаточными определительными.


 Заметьте, придаточные предложения в данном СПП являются предложениями одного типа, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом.

При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос. Одинаковый вопрос мы задаем от одного и того же слова к двум придаточным. 

Такой способ подчинения называется ОДНОРОДНЫМ.

1.Посмотри видеоурок: Сложноподчиненные предложения  с несколькими придаточным

https://www.youtube.com/watch?v=7BMsdMeX3-U


























2.  Запиши и расставь знаки препинания, начерти  схему предложения, определи вид подчинения

1. Был тот предночной час когда стираются очертания линии краски когда дневной свет путается сцепившись с ночным.

2. Я пришёл к тебе с приветом рассказать что солнце встало что оно горячим светом по листам затрепетало.
3. Вздрогнем  если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
4. Если будет вода и в ней не будет ни одной рыбки, я не поверю воде

ДЗ

Учебник: стр 133 - 136, повторить правила


Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com


                                                 11 февраля

Тема: Сложноподчиненные предложения  с придаточными степени и меры

Цель: углубить знания о СПП;

– учить распознавать придаточные предложеният  с придаточными степени и меры, отличать их от других придаточных;

– определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении.

 1. Посмотреть видеоурок : СПП с придаточными степени и меры.

https://www.youtube.com/watch?v=ARLIv5MXz0A













2. Прочитать теоретический материал учебника стр.107, 108 параграфа 25 - 26.

Домашнее задание:

. Выучить правила стр.107,108.

. выполнить упражнение 182 с грамматическим заданием.

Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com



                                              28 января      4 января

Тема:  Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными, образа действия.

Цель: углубить знания о СПП;

– учить распознавать придаточные предложеният с придаточными сравнительныеми и образа действия, отличать их от других придаточных;

– определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении.

1. Посмотреть видеоурок : СПП с придаточными сравнительными и образа действия.

   https://www.youtube.com/watch?v=srPgta_mXSE

   https://www.youtube.com/watch?v=ARLIv5MXz0A
























2. Прочитать теоретический материал учебника стр. 105,  107

3. Выполнить упражнение 174, стр. 106.

Домашнее задание:

 . Выучить правила параграф 25 - 26, стр.105,107.

. выполнить упражнение 175, стр. 107.

Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com


                                                      21 января

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

Цель: углубить знания о СПП;

– учить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных;

– определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении.

1. Посмотреть видеоурок: СПП с придаточными места и времени.

       https://www.youtube.com/watch?v=92i8PW0wE4c




















         2.  Прочитать теоретический материал параграфа 23, 24.

3. Выполнить упражнение № 159, стр.98.

Домашнее задание: 

. Выучить правила параграф 23,24;

. выполнить упражнение № 167 (А), стр. 101.

Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com


                                                     14 января

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Цель:  углубление знаний о видах сложноподчиненных предложений.  Изучить строение СПП с придаточными  изъяснительными, познакомиться с отличительными признаками СПП с придаточным изъяснительными, уметь определять придаточные изъяснительные предложения в составе сложноподчиненного предложения.

1. Посмотри видеоурок: СПП с придаточными изъяснительными.

         https://www.youtube.com/watch?v=8SOIumYhVNE          





















2. Выполнить упражнение № 140, стр.87.

       Домашнее задание:

. Выучить правила параграф  20 - 22 , стр.87.

. выполнить упражнение № 147, стр. 90.

Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com


                                               10 декабря

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Цель урока: углубление знаний о видах сложноподчиненных предложений.  Изучить строение СПП с придаточным определительным, познакомиться с отличительными признаками СПП с придаточным определительным, уметь определять придаточные определительные предложения в составе сложноподчиненного предложения.

1. Посмотри видеоурок: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

https://www.youtube.com/watch?v=I3oerOZlVg0

https://www.youtube.com/watch?v=RJTdREV5ENM

.2.1. Придаточные определительные

2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

 

1. Вопросы: придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? чей?

2. Главное слово: придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному существительным.

3. Средства связи: придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда. В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова: тот, этот, такой и др., выполняющие функцию определения в главном предложении.

4. Место придаточного: придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся.

    Примеры:   ( написать в тетради !) 

    1. Комната [какая?], в которую вступил Иван Ивановичбыла совершенно пуста .

    [сущ., (в которую – союз. слово), ]. 

    2. Давайте помечтаем, например, о той жизни [о какой?], какая будет после нас, лет через двести-триста .

    [сущ. + указ. слово], (какая – союз. слово)

    3. В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время [какое?], когда он начал писать свои первые прелестные сказки.

    [сущ. + указ. слово], (когда – союз. слово)

        

    Домашнее задание:

    Внимательно прочитать конспект, выучить правила;

    . Написать предложения, подчеркнуть в каждом  грамматическую основу, определить вид придаточных предложений, поставив вопрос от главного предложения к придаточному.

    1. Мы шли по широким полянам, на которых вольно и свободно стояли могучие ветвистые дубы. 

    2. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. 

    3. Я встал и побрёл среди деревьев в ту сторону, откуда мы подходили к лесу. 

    4. Был час, когда лишь начинает темнеть.

Какое из предложений НЕ является придаточным определительным? ( ответ запиши цифрой)

1. Наконец я увидел этот старый дом, что с детства хранил в своей памяти.

2. Стало понятно, что уже ничего нельзя изменить.

3. У каждого человека бывают минуты, когда хочется остаться одному.

4. Отдалённый гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com



  3 декабря

Тема: Виды сложноподчинённых предложений

Цель: организовать учебную деятельность учащихся  по освоению определения видов сложноподчинённых предложений и по освоению первичных умений определять вид сложноподчинённых предложений.

Фронтальный опрос.

 1. Какие предложения называются сложными?

 ( Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более грамматических основ (простых предложений).

 2. Назовите способы связи простых предложений в  составе сложного (интонация и  союзы.)

  3.На какие типы в зависимости от способа связи делятся сложные предложения? (союзные  и бессоюзные)

 4. На какие типы делятся союзные сложные предложения?

 (сложносочиненные и  сложноподчиненные).

 5. Какие предложения называются сложносочиненными?

 ( Это такие сложные предложения, в которых простые предложения связаны между собой сочинительными союзами

6.Какие группы сочинительных союзов вы знаете? (соединительные – и, да (и), ни – ни, тоже, также; разделительные – или, либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли; противительные – а, но, да(но),однако, же, зато.

1. Посмотри видеофильм:  

. Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению.

https://www.youtube.com/watch?v=5HL-RhQ1dvA
https://www.youtube.com/watch?v=6K2AjEQc1Lk

    1. Работа по опорной таблице «Виды скложоноподчиненных предложений»


 1. Определительные  (в том числе местоименно-определительные)

Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др. 

 Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали.

 2. Изъяснительные

 Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др.

Скоро я понял, что заблудился; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью.

3. Обстоятельственные

 

 

 • образа действия, меры и степени

 Отвечают на вопросы  как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько.

  Мы так устали, что не могли идти дальше.

 • времени 

 Отвечают на вопросы  когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как.

 Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома.

 • места

  Отвечают на вопросы  где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда.

 На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа.

 • цели

 Отвечают на вопросы  зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы.

 Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.

 • причины

 Отвечают на вопросы  почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что.

 Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно.

 • условия

 Отвечают на вопрос  при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли ... ли.

 Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести.

 • уступки 

 Отвечают на вопросы  несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни.

 Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет.

 • сравнения 

  Отвечают на вопросы  как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что. 

 Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки.

 • следствия

  Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что.

 Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим
Домашнее задание:

1. Внимательно прочитать конспект, выучить правила ( виды сложноподчиненных- предложений).
2.   Определи виды придаточных предложений:


Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.  (  ?  )

Я сказал мальчикам, что заблудился. (Изъяснительные)

Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт.  (  ?  )

Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. ( Придаточные обстоятельственные ..?...)


Дети чувствуют, кто их любит. (  ?  )

Все молчали, чтобы расслышать, шорох цветов. ( Придаточные    ?   )

Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил. (Придаточные обстоятельственные ?   ).


                                                   26 ноября

Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении.

 Цель урока: сформировать понятие о сложноподчиненном предложении.                 

Списать предложение, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания, охарактеризовать его, сделать синтаксический разбор, составить схему.

В саду г..рит к..стёр, и кре..ко тянет душ..стым дымом в..шнёвых суч..ев.

1. Посмотри видеоурок: Понятие о сложноподчинённом предложении.

    https://www.youtube.com/watch?v=6K2AjEQc1Lk

Что такое сложноподчиненное предложение?

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому.

Зависимое предложение в этом случае называют придаточным, независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

Пример сложноподчиненного предложения | skysmart.ru

Придаточное предложение в СПП может занимать разные положения: в середине главного, перед или после него.

  • Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное на первом месте.

  • Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне. — Придаточное после главного.

  • Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное разрывает главное предложение.

    Домашнее задание:

.Сделать синтаксический разбор предложения;

. выучить правила параграф 15, стр.72;

. выполнить упражнение  № 114 (1 - 4предложение), стр.75.


                                                   19 ноября

Тема: Знаки препинания   в сложносочиненных предложениях.

Цель: закрепление знаний о знаках препинания в сложносочиненных предложениях.

Самостоятельная работа по теме: «Знаки препинания в ССП».


1. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

2. Расставьте знаки препинания, объясняя их постановку.


1) Быстро св…тало и свет ещё (не)погаше(н,нн)ых фонарей казалось был уже лишним. 2) По утрам подм…раживало и на траве стали заметны следы ног. 3) Майор пр…кладывает руку к к…зырьку и его глаза улыбаются. 4) В тёплой кухне ярко г…рела лампа и тихо закипал чайник. 5) Разумеется вы с ним знакомы давно и образ мыслей его вам х…р…шо известен. 6) Первые пар…возы потр…сли мое воображение и мне зах…телось создавать эти умные машины. 7) Он держал её за талию говорил так ласково скромно так был счастлив ра…хаживал по этой своей квартире а она видела во всём только одну пошлость глупую наивную (не)выносимую пошлость. 8) Все вск…чили схватились за ружья и пошла потеха. 9) Когда состоится к…нференция и какова повестка дня? 10) К счастью пожар был замечен (во)время и (на)лицо оказались нужные средства для его тушения.


       Домашнее задание: 


. Повторить правила параграф 13 - 14;


 . написать самостоятельную работу.

                                              

                                                   12  ноября

Тема: Знаки препинания в сложносочиненных  предложениях.

Цель: углубить знания о сложном предложении; научить  расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1. Списать предложение, расставить знаки препинания, выделить грамматическую основу, составить схему предложения, сделать  синтаксический разбор предложения.

То вода уже очищалась от льдин то они опять появлялись устремлялись к океану.

2. Посмотри видеоурок: "Разделительные знаки препинания в сложносочиненных предложениях"

https://www.youtube.com/watch?v=nUrH-QqAJG8

https://www.youtube.com/watch?v=KQsYaAsNrVI

Теория:

Запятая в сложносочинённом предложении ставится:

1) между частями сложносочинённого предложения, соединёнными соединительными (и, да, тоже, ни... ни...),
противительными (а, да, но, однако, зато),
разделительными (или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то) союзами.
«Как-то раз без хозяина ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился...» (М. Пришвин).
«Либо мы выбираем какую-то одну дорогу, либо каждый идёт куда хочет»;

2) между безличными предложениями, входящими в состав сложносочинённого, если они неоднородны по своему составу.
«На улице было холодно, и мне хотелось поскорей вернуться в дом»

3) между номинативными предложениями, если их больше двух.«Ночь, улица, фонарь, аптека, // Бессмысленный и тусклый свет» (А. Блок).

Запятая
 
в сложносочинённом предложении не ставится:

1) между частями сложносочинённого предложения, если есть общий для обеих частей второстепенный член или вводные слова.«Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь» (А. Пушкин)

2) между частями сложносочинённого предложения, выраженными двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, которые объединены общей интонацией.«Кто ты и что хочешь узнать?»

Точка с запятой
 в сложносочинённом предложении ставится между его частями, которые значительно распространены и имеют внутри себя знаки препинания.«Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши» (И. Тургенев).

Тире
 в сложносочинённом предложении ставится между его частями, которые содержат неожиданное присоединение или резкое противопоставление.«Все выскочили, схватились за ружья — и пошла потеха» (М. Лермонтов).

Домашнее задание:

. Сделать синтаксический разбор предложения;

. выучить правила параграф 13 - 14, стр. 58;

.выполнить упражнение  № 199  А  ( 1 - 6), стр. 61.


                                            
                                                      
                                                   08 октября

Тема: Понятие о сложносочиненном предложении.

Цель: углубить знания о сложном предложении; научить различать сочинительные союзы, сложносочиненные предложения и определять смысловые отношения между их частями.

1. Посмотри видеоурок: Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения. Сложносочинённое предложение с соединительными союзами.

https://www.youtube.com/watch?v=zcy3i7mezw4

https://www.youtube.com/watch?v=30Ji7pJJJzc

           Что такое сложносочиненное предложение?

Сложносочиненное предложение (ССП) — это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами. Части этого предложения можно разделить точкой на самостоятельные и простые. Но выделить главное и придаточное предложения среди них нельзя.

Пример сложносочиненного предложения:

Начало июля, но уже созрели сливы, и можно варить варенье.

Его можно разбить на отдельные простые предложения:

Начало июля. Уже созрели сливы. Можно варить варенье.


Домашнее задание:

. Выучить правила параграф 11 - 12, стр. 50 - 52;

 . выполнить упражнение № 87 А , стр.54.



9 сентября               2021 года

                               Русский язык 9 класс    

Тема: Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи

Цель: углубить знания учащихся о прямой и косвенной речи, научить распознавать слова автора и прямую речь; ознакомить учащихся со знаками препинания при прямой речи; развивать умения использования прямой и косвенной речи в высказываниях, правильного интонирования прямой и косвенной речи. 

  1. Внимательно прослушай видеоурок:  

.  https://www.youtube.com/watch?v=uU35VxLYoOU

. https://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Predlozheniya-s-pryamoy-rechyu.html

  1. Работа с учебником $ 3, 4.

Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).
Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.
Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений. В них передаётся не только содержание чужой речи, но и её форма. Например:

Капитан крикнул (слова автора):«Купаться!» (прямая речь) «Вернитесь! Акула» (прямая речь) - закричал артиллерист. (слова автора) 

Прямая речь заключается в кавычки.
Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора. Если она стоит перед словами автора, то ставится тире.
Если слова автора обозначить буквами А (а), а прямую речь П (п),то правила пунктуации в предложениях с прямой речью схематически можно будет представить так:

1. А: «П». 2. А: «П!» 3. А: «П?»
4. «П», - а. 5. «П!» - а. 6. «П?» - а.

Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы, и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак – см. схемы 1-3, 5-6).
Исключение из этого правила составляет случай, когда прямая речь – повествовательное предложение, а слова автора стоят после неё (см. схему 4). Тогда вместо точки и тире после прямой речи ставится запятая и тире.

1.  Самостоятельная работа по заданию: списать, вставляя вместо знака V слова автора, используя глаголы речи; расставить знаки препинания.

1) Приходите вечером V в плавательный бассейн (предложил тренер).
2) Больной чу…ствует себя лучше V теперь жизнь его видно вне опас…ности (сказал дежурный врач).
3) Ветер к утру утихнет V погода улучши(т, ть)ся (сообщили по радио).
4) Учас…ники соревнований! V Строиться (раздалась команда)!
5) Куда идёт этот автобус? V Нам нужно в центр города (спросили мы у водителя)

        Домашнее задание:

1. Выучить правила параграф 3, 4.( стр. 14- 15)

2. выполнить упр. № 23,   стр. 16.

Відповіді надіслати за електронною адресою: olgarybakova19575757@gmail.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ОБЕРЕЖНО, КОРОНАВІРУС !